Иван Симочкин (ivansim) wrote,
Иван Симочкин
ivansim

Category:

«Pуководящие принципы по свободе мирных собраний» и реальная жизнь

Три года назад Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ разработало «Руководящие принципы по свободе мирных собраний», которых должны придерживаться власти стран-членов ОБСЕ (в т.ч. и Россия, разумеется).

Вот некоторые из главных принципов, которые сформулированы в документе:

1. Презумпция в пользу проведения собраний. Нормы закона в части установления ограничений должны полностью соответствовать международным стандартам. Если есть хоть малейшая возможность толковать норму закона в пользу проведения мероприятия, то его нельзя запрещать.

2. Обязанность государства защищать мирные собрания. Государство должно обеспечить возможность эффективной реализации данного права с помощью эффективных процедур и механизмов и не налагать на него избыточное бюрократическое регулирование.

3. Пропорциональность. Любые ограничения на свободу собраний должны быть пропорциональны и действительно необходимы обществу. Власти должны всегда выбирать принцип наименьшего возможного вмешательства. Например, власти, как правило, не должны принимать такие меры, которые существенно изменят характер мероприятия, например, перенаправлять марши в окраинные районы города.

Теперь немного подробнее о том, какие принципы российская власть нарушает регулярно и повсеместно.

Уведомительный принцип. Граждане должны лишь уведомить власти, а те в свою очередь обязаны содействовать проведению мероприятия.

94. Практика, когда орган регулирования требует предварительного письменного уведомления о проведении публичного собрания, является общепринятой. Такое требование оправдано в виду позитивной обязанности государства по созданию необходимых условий для содействия реализации свободы собраний и охраны общественного порядка, общественной безопасности и защиты прав и свобод других лиц. Европейская комиссия по правам человека ... также пришла к выводу о том, что «такая процедура соответствует требованиям Статьи 11 лишь в том случае, если она способствует тому, чтобы власти могли обеспечить мирный характер собрания, и, как таковая, не приводит к вмешательству в реализацию этого права»


95. В положениях закона о предварительном уведомлении следует предусмотреть лишь уведомление о намерении провести собрание, а не требовать подачи просьбы о разрешении собрания.


Одновременные собрания. При одновременном желании двух групп провести митинг в одном месте, власти обязаны реализовать права обеих этих групп.

102. В случае поступления уведомлений о проведении двух или более собраний в одном месте и в одно и то же время, следует предпринять максимум усилий для обеспечения их проведения. Запрет на проведение публичных мероприятий в одном и том же месте и в одно и то же время, скорее всего, будет являться несоразмерной реакцией.


Одиночные пикеты и стихийные акции без уведомлений:

Не следует требовать, чтобы демонстранты, осуществляющие акцию протеста в индивидуальном порядке, направляли властям предварительное уведомление о намерении провести демонстрацию. В случае если к лицу, которое проводит индивидуальную акцию, присоединяется другое лицо или лица, то такое мероприятие следует расценивать как стихийное собрание.


Стихийные собрания. Возможность реагировать мирно и незамедлительно (спонтанно) на определённые события, эпизоды, другие собрания или выступления является важным элементом свободы собраний. Стихийные собрания следует рассматривать как ожидаемое (а не исключительное) проявление здоровой демократии. Следовательно, государственные органы обязаны защищать любые стихийные собрания и способствовать их проведению при условии, что они носят мирный характер.


Т.е. даже если одиночный пикет перерос в более массовый, или если на какое-то внезапное событие люди отреагировали спонтанным выступлением, не успев подать уведомление, это НЕ должно восприниматься властями как повод для запрета таких акций, при условии, что они носят мирный характер.

Это далеко не всё, документ объёмный и очень содержательный, в нём приводится масса примеров из законодательства и судебной практики разных стран. Рекомендую к прочтению.




Продолжение темы см. по ссылкам:

«Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 2. Уведомления на проведение мирных собраний. Европейские принципы»

«Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 3. «Стратегия-31» и решения ЕСПЧ о разгонах мирных собраний»


Tags: Мои заметки, Правовой ликбез, Свобода собраний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments